Андрей Лапай

Андрей Лапай

Таежный бизнес – современный вариант

Андрей Лапай начал свой путь к производству продукции из даров леса, еще будучи студентом. Сегодня его компания «Заготпром» поставляет в крупные торговые сети Москвы и Санкт-Петербурга более 40 наименований продукции из ягод, грибов, кедровых орехов и таежного меда. Лапай уверен: стать производителем готовой продукции и за пять лет нарастить оборот компании в 20 с лишним раз ему помогло современное бизнес-образование.

Еще в годы учебы в Томском государственном университете Андрей Лапай  обратил внимание на программу поддержки сбора дикоросов, которую затеяло областное правительство. В 1999 году власть решила поддержать жителей таежного региона, дав им возможность заработать на природном сырье – грибах, ягодах, кедровых орехах. Использовать возобновляемые ресурсы огромных лесов, а не просто вырубать и вывозить древесину, оказалось удачной идеей. Уже в 2009 году доходность от сбора дикоросов в Томской области составила $ 100 млн и почти сравнялась с доходами от продажи областью нефти.

Студент экономического факультета Андрей Лапай в это время писал дипломную работу по особенностям и перспективам развития заготовительной отрасли и параллельно организовал с партнером бизнес, каких в Томской области немало: закупали продукцию у сборщиков, сортировали, упаковывали и продавали конечному потребителю. «Уже тогда мне хотелось развивать бизнес, переходить от оптовой торговли к собственному производству, но по разным причинам сделать это не удалось. В 2012 году я вышел из этого бизнеса и три месяца спустя основал свою компанию «Заготпром», - рассказывает Лапай.

Начав, как и в первом своем бизнес-проекте, с закупки дикоросов, 26-летний предприниматель с самого начала держал в голове цель: собственное производство. «Я отлично знал, как кризис 2008 года ударил по заготовительным компаниям, потому что как раз на этом материале писал диплом – кстати, первый на эту тему в истории факультета. Большинство созданных по областной программе предприятий, особенно те, которые не были диверсифицированы по регионам заготовки, потерпели фиаско и ушли с рынка», - говорит Андрей. Первыми клиентами «Заготпрома» стали рестораны крупных сибирских городов, в которые Лапай начал поставлять сушеные, замороженные и засоленные дары природы. Появилась упаковка, собственная рецептура солений и маринадов. Через несколько месяцев после основания компании на Лапая вышли с предложением крупного контракта: получать грибы по давальческой схеме, перерабатывать и поставлять готовую продукцию в крупную розничную сеть в Санкт-Петербурге. Этот контракт предприниматель называет «стечением обстоятельств» - к нему сами обратились люди, которые знали его по бизнесу. В конце 2013 года Андрей Лапай открыл первый небольшой цех по переработке соленых грибов, в котором на первых порах работал и сам вместе с немногочисленными сотрудниками его офиса и нанятыми на производство чернорабочими. «Заготпром» производил уже не просто полуфабрикат, а готовые к употреблению натуральные деликатесы, которые фурами отправляли в северную столицу.

Интересно, что тот первый крупный контракт, связанный с грибами, определил конкурентное преимущество «Заготпрома» на достаточно долгий срок. В Томске достаточно много компаний, занимающихся переработкой дикоросов, но производство полного цикла само по себе пока редкость. Большинство предприятий малого и среднего бизнеса сосредоточено на сырьевом сегменте – благо, тайга каждый год дает примерно 130 тыс. тонн дикоросов, из которых из-за непроходимости лесов и болот добывается меньше 10%. Крупные перерабатывающие компании в Томске производят готовую продукцию из кедрового ореха и ягод, а вот грибы остаются вотчиной «Заготпрома» и сегодня. Разработать и организовать производство такого ассортимента, который сегодня есть у Лапая, по его мнению, в ближайшее время сможет при желании еще только одна томская компания. Помимо грибов, в активе «Заготпрома» сегодня самая разнообразная продукция из даров леса: от джемов, морсов и ягодных соусов до разносолов из черемши и папоротника, кедровых и фруктовых конфет, ягодных и фруктовых мармеладов, пастилы и даже кедрового грильяжа – новинки 2017 года. Компания владеет тремя брендами – «Таёжные деликатесы», Privilegio и «Томская кондитерская мануфактура», сотрудничает с компаниями «Сава», «Вкусвилл/Избёнка» и «Си-Проджект». За период 2013-2015 гг. разработано и зарегистрировано 8 ТУ и 1 СТО на продукцию. Годовая выручка «Заготпрома» выросла с 2,7 млн руб. в 2013 году до 59 млн руб. в 2016-м. Сегодня большая часть продукции уезжает из Томска в Москву и Санкт-Петербург и Лапай ставит себе цель следующую цель: расширить присутствие в Сибири.

Будучи сторонником системного подхода, Лапай с самого начала искал возможности обмена опытом и стажировки. Поездки на перерабатывающие предприятия в Ленинградской и Вологодской областях стали для молодого бизнесмена наглядным примером организации производства полного цикла. «Эти поездки трудно назвать стажировками – скорее, они были больше похожи на экскурсии.  Была возможность посмотреть, как организован производственный процесс, отдельные операции, которые есть у нас или могут нам быть интересны, как устроен контроль входящего сырья на крупном предприятии», - рассказывает Лапай. – «Мы пока еще не являемся поточниками, многие операции у нас осуществляются в ручном или полуавтоматическом режиме – но идея организовать поточное производство есть. Мне было важно своими глазами увидеть, как организовано такое предприятие, от организации труда до устройства помещений. Поездка в Вологду была особенно полезной». И все-таки этого было недостаточно. Лапай чувствовал, что для настоящего рывка ему необходимо обновить и углубить знания, полученные в университете. Привычка учиться привела предпринимателя в программу ScaleUp, которая в 2016 году запущена Центром Предпринимательства с целью развития экосистемы предпринимательства, формирующей благоприятные условия для развития и масштабирования бизнеса в России.

Чтобы попасть в программу интенсивного бизнес-обучения, включающего интерактивные занятия, мини-конференции и работу с наставниками, нужно было соответствовать формальным требованиям: быть собственником предприятия из любой отрасли, с опытом работы от 2 до 5 лет и годовым оборотом приблизительно от 5 до 25 млн руб. (этот показатель варьирует от региона). Лапай не только «попадал во все цифры», но и произвел хорошее впечатление на организаторов в Томске. «Это адекватный, целеустремленный человек, который имеет достаточно ясное представление о масштабировании своего бизнеса и стремится к нему», - отмечает куратор ScaleUp в Томске, руководитель партнерских программ компании «Бизнес-партнеры» Энвер Горпинич. – «Он в одиночку развивал свой бизнес и испытывал потребность в дополнительном образовании для выхода на новый уровень – и конечно, в расширении деловых связей. Эти возможности дал Андрею ScaleUp, в котором обучающая программа тесно связана с компонентом наставничества. Работая в связке с опытным бизнесменом, молодой коллега получает и опыт, и возможность выхода на новый уровень общения, который часто жизненно необходим для развития бизнеса».

Наставником Андрея Лапая стал Константин Портнов – член Томской Торгово-промышленной палаты, глава группы «Луна-принт», крупного поставщика полиграфических и рекламных услуг в регионе. Многолетний участник Государственной аттестационной комиссии Томского Политехнического университета по менеджменту и управлению проектами, он имеет за плечами богатый опыт организации разнообразных бизнес-проектов и часто встречается со студентами, чтобы побеседовать о вопросах профориентации и организации бизнеса. По условиям программы, наставник делится опытом и подсказывает направления развития, но не вмешивается в бизнес своего младшего коллеги и не принимает решений – вся ответственность остается на самом предпринимателе.

«У Андрея есть идея создать большое консервное производство, вот с нее мы и начали совместную работу - приземляли, переводили идею в конкретные «оцифрованные задачи», - рассказывает Портнов. – «Чтобы не погрязнуть в ежедневной рутине и видеть перспективу, бизнесмену необходимо максимально автоматизировать все процессы и стать, условно говоря, не механиком, а водителем автомобиля – так я веду свой бизнес, этому же учу Андрея». О новых перспективах говорит и сам Андрей: «Мне было важно узнать о современных трендах в бизнесе, вырваться из рутины и взглянуть свежим взглядом на свой путь, на то, куда и как я могу и хочу идти. В этом плане программа Центра Предпринимательства выгодно отличается от других – тебе не только дают актуальные знания, но и вводят в деловые круги, расширяют связи, дают уникальную возможность тесного обмена опытом с бизнесменами высокого уровня».

Как и обещали организаторы ScaleUp, программа стала катализатором для бизнеса Лапая. Окончив цикл обучения длительностью девять месяцев, 30-летний предприниматель из Томска расширил штат своей компании, усилив его специалистами по финансам, снабжению и торговым представителем в Санкт-Петербурге. Приобрел оборудование для выпуска новых видов продукции и для автоматической маркировки. Отработал и реализовал процедуру лизинга, произвел новые шаги в маркетинге – от рестайлинга розничной упаковки и запуска корпоративного сайта до разработки SMP для базовых видов продукции. Появились и новые контракты на реализацию продукции в торговых сетях, и новая продуктовая линейка. На основе полученных знаний и при поддержке наставника подготовил заявку на получение финансовой поддержки ЕБРР – и стал одним из двух бизнесменов в регионе, которым были выделены средства на развитие бизнеса. На эти деньги Лапай начал автоматизацию технологических процессов на основе современного ПО. Сегодня заготовительная сеть компании охватывает 11 регионов России, а деловые связи, полученные благодаря обучению, помогают придавать новым планам конкретные контуры.

«Scale Up помог мне обрисовать более точные контуры будущего, уточнить задачи, выработать понимание структуры, по которой нужно развивать и перестраивать бизнес. Пока еще далеко не все я успел сделать», - говорит Андрей Лапай. «У него есть все нужные бизнесмену качества: интеллект, здоровое чувство риска, он умеет ограничивать себя ради развития бизнеса – и я думаю, он может делать еще больше, чем он делает сейчас», - уверен его наставник.


Назад