Эксперты школы экономического анализа: вузы должны вовлекать в предпринимательство

02.04.2018

28 марта 2018 года в Кубанском государственном технологическом университете (КубГТУ) прошла Школа экономического анализа «Экосистема для растущего бизнеса: региональное измерение», цель которой — создать регулярную площадку для обсуждения и анализа эффективных практик вовлечения в предпринимательство, формирования экосистемы для развития предпринимательства в регионе. Организаторы Школы экономического анализа — Ассоциация независимых центров экономического анализа (АНЦЭА), Аналитический центр «Эксперт ЮГ» при поддержке ООО «Центр Предпринимательства», Фонд «Научно-образовательные инициативы Кубани» при поддержке Фонда президентских грантов.

Эксперты Школы экономического анализа, которая прошла в Краснодаре в рамках программы ScaleUp, обсудили, как вовлекать граждан в предпринимательство и какой опыт по подготовке предпринимателей в регионах нужно тиражировать. В обсуждении приняли участие участники программы ScaleUp в Краснодаре.

По словам генерального директора аналитического центра «Эксперт Юг» Владимира Козлова, во всех развитых странах университеты создают условия для студентов, которые хотят заниматься предпринимательством. И этот процесс сейчас запускается в России. «Мы видим, что в стране и на Юге частности последовательная работа университетов по вовлечению в предпринимательство набирает обороты», — сказал он.

«Выращивание предпринимателей вузами — это не написание бизнес-плана студентами. Главная цель — сформировать предпринимательское мышление у студентов», — говорит генеральный директор ООО «Центр предпринимательства» Виктор Седов.

Проректор по научной работе Кубанского государственного технологического университета (КубГТУ) Сергей Подгорный привел данные опроса студентов по готовности заниматься предпринимательской деятельностью: порядка 60% опрошенных студентов готовы заниматься предпринимательством, но большая часть из них не знают, как начать свое дело. Главными барьерами в решении открыть свое дело студенты назвали отсутствие первоначального капитала, неуверенность в успехе собственного дела и отсутствие идеи. Лишь, примерно, пятая часть студентов помимо готовности к данной деятельности четко имеет представление о том, как организовывать собственное дело. Полное отсутствие интереса к предпринимательской деятельности прослеживается только у 16% опрошенных. «Мы прекрасно понимаем, что усилия университетов должны быть сконцентрированы на решении именно этих вопросов — главных страхов и барьеров в открытии своего дела», — говорит Сергей Подгорный.

Начальник управления развития малого и среднего бизнеса департамента инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края Виталий Воронов называет три составляющие, над которыми нужно системно работать, чтобы вовлекать граждан в предпринимательство, — это мотивация, компетенции и дешевые деньги. Первое, по его словам, молодые люди нуждаются во вдохновляющих историях предпринимательского успеха и в возможности общаться с предпринимателями. «На следующей неделе стартует кампания популяризации предпринимательства, построенная на успехе региональных предпринимателей. Мы считаем, что также нужно организовывать живые встречи молодых людей с предпринимателями, — говорит Воронов. — Второе, не будет у нас качественного роста предпринимателей, если предприниматели не будут самообразовываться. И третье — дешевые деньги. Мотивация, компетенции и дешевые деньги, на наш взгляд, могут сделать качественный сдвиг в развитии предпринимательского сектора в Краснодарском крае».