Сила предпринимательства. Алексей Кожевников

05.09.2017

«Центр Предпринимательства рад встречать единомышленников и разделяет позицию автора.»

Вице-президент "Опоры России" Алексей Кожевников - о поддержке малого и среднего бизнеса как лучшей экономической реформе.

В последние годы в медиаполе, пожалуй, не было более популярной экономической идеи, чем поддержка малого бизнеса. Тем не менее российская экономика по-прежнему ассоциируется с гигантскими государственными и окологосударственными корпорациями. Более того, за 25 лет, которые Россия, отказавшись от социализма, строит рыночную экономику, в нашей стране пока так и не прижилось уважительное отношение к предпринимателям. Не сформировалась и мода на занятие собственным бизнесом - скорее это по-прежнему зона риска. И в общественном сознании малый бизнес - нечто бедное, забитое, из последних сил пытающееся свести концы с концами.

Несмотря на все это, малых предпринимателей в России не так уж и мало. На 1 августа 2016 года в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства Федеральной налоговой службы их зарегистрировано более 5,5 млн. Разумеется, не все они - действующие. Но даже если предположить, что в среднем на таком предприятии работают два человека, в малый бизнес оказываются вовлечены никак не меньше 10 млн человек - примерно 15% трудоспособного населения страны.

Постепенно, хотя и медленно, растет и доля малого и среднего бизнеса в российском ВВП. По данным Росстата, в 2016-м она вплотную подобралась к 20%. Но это все равно мало. Для сравнения: доля малых предприятий в ВВП Канады - 27%, Чехии - 35%. А в ведущих экономических державах мира - втрое больше, чем в России. В США малые и средние предприятия формируют 62% ВВП, в Японии - 63%.

Главное, что необходимо делать, в том числе и при поддержке государства, - транслировать и продвигать простую мысль: быть частным предпринимателем - достойно, модно и круто. Сейчас же мы в основном получаем бизнес-новости либо о крупных госкорпорациях, либо о мелких, но, как правило, с криминальным оттенком.

Если людям будут рассказывать, как предприниматели обманывают людей, мало кто захочет завести свое дело.

К тому же постоянная критика "лихих 90-х", тяжелый опыт выживания родителей 20-25 лет назад, когда одна экономика, плановая, уже рухнула, а другая, рыночная, только пыталась встать на ноги, - все это не добавляет сегодняшней молодежи драйва заниматься бизнесом в России.

Так что показывать по ТВ истории успеха людей, но не как очевидный пиар, а как увлекательные рассказы о реальных человеческих судьбах, о том, как наши соотечественники наперекор трудностям смогли стать успешными бизнесменами не с помощью блата, не в банке и не у нефтяной трубы, можно и нужно. Еще важнее воспитывать склонность к предпринимательству у детей - с помощью познавательных телепередач и мультфильмов. Вот на это не жалко тратить государственные деньги.

Причем говорить о пользе малого бизнеса можно с точки зрения самых разных идей, которые сегодня доминируют в российском информационном пространстве. В частности, во всех наиболее развитых экономически странах мира малый бизнес не просто дает основной процент ВВП - это еще и важнейшая семейная ценность. Там свое дело передается из поколения в поколение, скрепляет отношения детей и родителей, позволяет людям почувствовать причастность к чему-то, что составляет настоящую семейную ценность. Кроме того, малый бизнес дает шанс на настоящую дружбу - ведь там от каждого человека, без преувеличения, зависит судьба предприятия.

Для чего малый бизнес самим предпринимателям - более или менее понятно. Для кого-то это способ выживания. К слову, в кризис в России стала развиваться еще одна новая для нас экономика - крафтовая, малые предприятия, делающие на заказ в разных видах бизнеса изделия ручной работы, от домашних шоколадных конфет до мебели и одежды. Но огромная польза в поддержке малого бизнеса есть и для государства. Потому что предприниматели - это по-настоящему свободные люди, не сидящие на иждивении у государства, заботящиеся о своем деле.

Но одними мультфильмами или телепередачами о бизнес-героях проблемы не решить. Нужна и рутинная, кропотливая работа государственной машины. Например, ликвидировать компанию, если дело не пошло, должно быть юридически так же просто, как создать, - в частности, упростить процедуры в рамках закона о банкротстве физических лиц. Важно создавать экосреду для малого бизнеса, стартапов и прихода инвесторов. Сейчас это называется модным словом "коворкинг".

Нужны бизнес-наставники - не только дорогущие частные "коучеры", но и, возможно, поддерживаемые государством образовательные программы с участием тех, кто уже сумел сделать успешный бизнес и расскажет о своем опыте другим.
Ну и, разумеется, никто не отменял необходимости обеспечения доступа малых предприятий к инфраструктуре и госзаказам.

Все это требует времени. Моментально общественное сознание не изменишь. Но если в России будет численно расти класс настоящих хозяев - малых предпринимателей, дорожащих своим трудом, семьей, делом и страной, - наша страна станет гораздо сильнее, чем от любых ракет и танков. Нет большей силы в современном мире, чем сила частного предпринимательства, рождающего идеи, гаджеты, технологии и просто обеспечивающего людей всем необходимым для более достойной и комфортной жизни.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Источник: Известия
Автор: Алексей Кожевников

Возникли вопросы?

Заполните форму обратной связи, наши менеджеры свяжутся с вами!